Проект Новый Век
Имбирь
Новый Век

Индийские танцы. Одисси

Сложно представить себе человека, которого оставляет равнодушным индийский танец. Красивые женщины в ярких сари и необычных украшениях, утонченные движения, грациозные позы, словно ожившие статуи индийских храмов. Индийский танец особенно привлекает своей необычностью и замысловатостью. Это не просто набор изящных движений – каждый жест, каждый взгляд, каждый изгиб тела наполнены смыслом. Танцовщица рассказывает историю, а тот, кто знает язык танца, может читать его, как книгу.

Индия – страна с невероятно древней и богатой культурой. И танец – это искусство, пришедшее к нам из глубокой древности. Индийцы верят, что танец, как и йогу, подарил людям Господь Шива. С тех пор люди использовали танец для поклонения богам и общения с ними. Именно поэтому индийские танцы полны глубокого смысла. Это не просто красивые и плавные движения. Это выражение духовного и телесного совершенства человека, ощущение гармонии и единства со всем миром, которое танцовщица через пластику тела пытается передать зрителям.

Среди семи классических танцевальных стилей Индии, Одисси – самый лирический, пластичный и женственный. Он вышел из древних храмов Ориссы – штата на восточном побережье Индостана.

Этот танец возник еще до нашей эры и развивался в храмовой атмосфере, являясь формой богопочитания. Многие века он существовал как строго храмовый танец, исполняемый перед божеством Джаганнатха. Танцовщицы, исполнявшие Одисси, с детства воспитывались при храмах и танцевали только для бога. Они совершали религиозные обряды и почитались как служители культа. Их называли Девадаси (служанки бога), они считались женами бога и потому пользовались всеобщим уважением.

Бесчисленное количество танцевальных поз запечатлено в скульптуре индийских храмов еще много веков назад. И теперь, спустя столетия, наблюдение за танцовщицами Одисси вызывает у зрителя ощущение ожившей скульптуры. Этот танец отличает плавность, грациозность, изящные позы, а музыка, сопровождающая его, очень мелодична.

Техника смены поз основана на координации трех, как бы независимых друг от друга, уровней корпуса: ног, тела и головы, каждый из которых выполняет свой пластический рисунок. Иногда танцовщица замирает в позе на несколько секунд и становится похожей на статуэтку. Между чисто танцевальными фрагментами проходит  целый ряд образов.

Индийский храмовый танец – это своего рода динамическая йога, практика медитации, мантры (молитвы) и бхакти (поклонения). И в йоге, и в танце тело обучают для того, чтобы, в конце концов, полностью забыть о нем и стать идеальным проводником космической энергии Вселенной. Это то, к чему стремятся все йоги и жрецы. В данном случае храмовый танец даже превосходит йогу, поскольку танцор посредством преображения себя преображает и зрителей и приводит их к единению с высшими силами Мироздания.